
Бутылки из ПЭТ пользуются наибольшим спросом для хранения столовых, газированных, минеральных вод. Они соответствуют гигиеническим и прочим требованиям, поэтому количество наименований компонентов в стекле резко сократилось. Все это связано с тем, что уже привычные пластиковые бутылки имеют ряд преимуществ:
- простота транспортировки и хранения без образования боя;
- стойкость к износу, механическим воздействиям, влаге, агрессивным средам;
- прозрачность;
- возможность напыления защитного слоя от ультрафиолета;
- разнообразие размером, дизайна, цветовых решений;
- небольшой вес;
- поддаются вторичной переработке;
- подходят для хранения воды и напитков с разными характеристиками;
- более дешевое производство.
Одним из важных достоинств пластиковой бутылки является отсутствие влияния на органолептические качества воды. Под действием тепла или вибрации ПЭТ не выделяет вредных веществ, которые ухудшают вкус или запах воды. Кроме того, этот вид пластика не образует опасных соединений. Даже в открытом виде воду можно сохранить, если поместить ее в холодильник для защиты от бактерий и прочих факторов.
ГОСТ 32686-2022 «Бутылки из полиэтилентерефталата для пищевых жидкостей. Общие технические условия» введен в действие 01.03.2023 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2022 г. N 968-ст (далее — ГОСТ). Распространяется на бутылки из полиэтилентерефталата (PET) (далее - бутылки), предназначенные для упаковывания пищевых жидкостей: минеральных вод, безалкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, растительных масел, пива и алкогольной продукции, уксусов из пищевого сырья и др.
Бутылки из полиэтилентерефталата, изготавливаемые методом выдувного формования из преформ, по исполнению подразделяют на типы (пункт 4.1 ГОСТа):
I - цилиндрические;
II - прямоугольные;
III - фигурные;
IV - каплеобразные;
V - шарообразные.
Согласно пункта 5.2.1 ГОСТа основные показатели качества бутылок должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Требования |
1 Внешний вид |
Внешняя и внутренняя поверхности бутылок должны быть чистыми, без следов смазки, сквозных отверстий, пузырей, грата и трещин. На поверхности бутылок не допускаются: волнистость, помутнение, следы влаги, инородные включения, имеющие вокруг себя посечки, выступание литника над опорной поверхностью. Поверхность торца венчика горловины должна быть гладкой, без сколов и выступов. Не допускаются дефекты резьбы венчика горловины |
2 Геометрические размеры |
Контролируемые размеры бутылок должны соответствовать чертежам на бутылки конкретного вида и типоразмера и утвержденным образцам-эталонам |
3 Толщина стенки |
Минимальную толщину стенки бутылки устанавливают в технической документации на бутылки конкретного вида и типоразмера |
4 Масса |
Масса бутылки должна соответствовать значению, указанному в технической документации на бутылки конкретного вида и типоразмера |
5 Вместимость |
Значения номинальной вместимости бутылок должны соответствовать указанным в технической документации или на чертежах. Допустимые значения предельных отрицательных отклонений для номинальной вместимости - по ГОСТ 8.579. |
6 Герметичность |
Упаковка должна быть герметичной |
7 Стойкость к горячей воде |
Бутылки должны сохранять внешний вид, не деформироваться по боковой поверхности после заполнения до номинальной вместимости водой температурой (70±5)°C, а вода в окрашенной бутылке не должна изменять цвет |
8 Химическая стойкость |
Бутылки должны быть стойкими к воздействию растворов. Раствор не должен окрашиваться, а бутылки не должны деформироваться |
9 Прочность на удар при свободном падении |
Бутылки должны выдерживать не менее двух падений без разрушения и течи |
10 Сопротивление усилию сжатия |
Бутылки должны выдерживать усилие на сжатие в осевом направлении, значение которого устанавливают в стандартах и/или технической документации на бутылки конкретного вида и типоразмера и рассчитывают по 5.2.4 |
11 Прочность крепления ручки |
Ручки бутылок должны выдерживать заданную нагрузку в течение времени, установленного в стандартах и/или технической документации на бутылки конкретных видов продукции |
12 Органолептический контроль |
Запах (баллы) - не более 1. Привкус водной вытяжки не допускается. Изменение цвета и прозрачности водной вытяжки не допускаются. |
ПЭТ-бутылки имеют следующие недостатки:
склонность к старению и самопроизвольной кристаллизации;
уязвимость к воздействию прямых солнечных лучей;
слабая устойчивость к резкому нагреванию (не рекомендуется заполнять тару горячими продуктами);
возможность деформации тонкостенных изделий при неправильном хранении и транспортировке.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" вправе требовать:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- принять отказ от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
В случае возникновения спорной ситуации потребителю следует обратиться с письменной претензией, один экземпляр которой остается у него с отметкой об ее приеме-передачи. Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей").
Если потребитель требует замены товара ненадлежащего качества, продавец обязан в течение семи дней со дня предъявления указанного требования заменить товар, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) замена производится в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования (п. 1 ст. 21 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"). Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Потребитель вправе обратиться с письменной претензий к продавцу и предъявить требование согласно статьи 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". В случае отказа потребителю в удовлетворении претензии в досудебном порядке он имеет право обратиться в суд.
По вопросам, связанным с защитой прав потребителей, обращайтесь в Консультационный пункт, расположенный г. Исилькуль ул. Ермолаева 49 тел. (38173) 21-262, 8-913-62-68-812 Юрисконсульт Золотова Е.В.